Описывать красоту Капри тем, кто его никогда не видел, значит, впадать в банальные выражения, употребляя массу прилагательных в превосходной степени. И все равно полноценного описания острова создать не удастся: слишком он хорош, слишком красив, слишком романтичен. Всё в самых ярких тонах, всё с восклицательным знаком! Описывать же его тем, кто там побывал, так же неразумно, как учить соловья петь…
Удивительно, что-то же чувство овладело 2 тыс. лет известным и могущественным человеком, римским императором Августом. Он не просто любил Капри, он его боготворил, выменяв на гораздо больший и несравненно богатый остров Искию. Но если бы только Август! Список любителей Капри продолжает его приемный сын — Тиберий. Уж его-то никак нельзя было заподозрить в спонтанности решений. Раз Тиберий выбрал Капри, значит, лучшего и более приятного места во всей Италии он не нашел. После Тиберия остров уснул…
За это время произошло печальное извержение Везувия, дачи патрициев были засыпаны пеплом и заброшены. Кроме пастухов и рыбаков, на острове никого не осталось. Частыми гостями становились пираты-сарацины, которые грабили христианский флот, да и побережьями не брезговали. Особым свирепством прославился Барбаросса, который не только разграбил Чертозу, но и захватил построенный в X—XI вв. мощный замок.
Окончательно проснулся Капри только в конце XVIII в. с приходом французов, потом англичан, опять французов…
Некоторые счастливцы еще успели застать благословенный остров другим. Первый — «стальной и пушечный король» Крупп, который на Капри нашел убежище от мучавшей его астмы. В 1899 г. Крупп покупает здесь землю, строит по своему же проекту дом и знаменитую дорогу-серпантин, ведущую к пляжу (короли, знаете ли, тоже иногда искупаться хотят).
К счастливчикам относится и великий пролетарский писатель Максим Горький, умевший выбирать места. Здесь он прожил с 1906 по 1913 гг., сменив три виллы. В этот период его дважды посещает Ленин. Благодарные за прославление их острова каприйцы отгрохали вождю революции памятник (как раз на дороге Круппа, классового «друга»!). Но кто только не гостил у Горького: Бунин, Шаляпин, Луначарский, Коцюбинский…
Одной из достопримечательностей Капри является Чертоза, посвященная святому Иакову. Рядом с монастырем находится маленькая парфюмерная фабрика, известная духами, изготовленными из каприйских (или некаприйских) цветов. А визитной карточкой можно смело назвать скалы Фаральони — настоящее чудо природы.
Конечно, на Капри, как и везде, есть свой «гений места». Это шведский врач, он же писатель, он же археолог, он же меценат — Аксель Мюнте. Молодой и богатый врач покупает в 1884 г. участок земли, на котором воссоздает аристократическую каприйскую виллу, украшает ее найденными здесь скульптурами. Называет виллу именем святого Микеле, капелла которого находилась на участке; его «История Сан Микеле» станет европейским бестселлером… Именно Мюнте докопался до второго (после римлян) «открытия» Голубого грота и первым снял позор с имени старого императора Тиберия (хотя многие путеводители продолжают смаковать его страстями)…
Ну, а неторопливый каприйский стиль жизни — уютная Пьяццетта, где можно выпить чашечку кофе, узнать последние сплетни бомонда. Именно бомонда, а не спортивного туризма…
Вот и всё! Домой! Без сил, но с кучей эмоций…