Неизвестно, кому первому пришла в голову безумная идея устроить на этом месте скаковую школу: самим Габсбургам или же им кто-то посоветовал. Из-за недостатка воды проект так и не был воплощен в жизнь, зато возник университет. Он просуществовал недолго, и в освободившееся здание въехала коллекция картин и скульптур, которую Карл III Бурбон унаследовал от своей матери Елизаветы, последней Фарнезе. Сейчас здесь располагается Национальный Археологический Музей. Заметьте, не Археологический Музей Неаполя, а Национальный, главный музей Италии. Он же, возможно, и главный археологический музей античности во всем мире.
По ходу знакомства с экспонатами, в голове может автоматически включиться защитная программа: «Это все не настоящее, это не может быть настоящим, это все копии!» На самом деле, это действительно копии — римские копии греческих оригиналов, найденные, главным образом, в Риме (на Форуме и термах Каракаллы), но это те самые копии. Копии, которые определили ренессанс, а в XIX в. и классицизм.
Кто не читал в детстве «Легенды и мифы Древней Греции» Куна? Все читали. А иллюстрации в книге помните? Вот все эти иллюстрации тут и стоят. Отдыхает после подвигов Геракл: в правой руке — яблоки Гесперид, под левой — шкура немейского льва. (Редкий случай: автор копии оставил на ней свою подпись — Гликон из Афин.) Держит небесный свод Атлант. Фарнезский Бык тащит привязанную к его рогам Дирку — одна из самых величественных картин мести в мировой истории (и одна из самых крупных скульптур, сохранившихся из античных времен!). Загадочно улыбается Афродита Каллипигос, «Венера с красивым задом». Что ж… О вкусах не спорят.
Все это, а также колоссальная статуя Флоры, галерея голов римских императоров (римляне, в отличие от греков, приукрашиванием не занимались, стараясь передать не только внешний вид, но даже характер) и многое другое — содержимое только одного, первого этажа. Подвал — находка для египтолога. Мумиями теперь мало кого удивишь, но тут можно найти даже мумию крокодила.
Верхние этажи хранят сокровища Помпей, Геркуланума и соседних городов, пострадавших в результате извержения Везувия 79 г. Мозаики и фрески, бронзовые фигуры и мраморные скульптуры. Три грации, череп, знакомый теперь любому синефилу по титрам сериала «Рим», и злая собака (cave canem) с мозаики на пороге дома Трагического поэта. В одном из залов музея выставлена гигантская мозаика из Дома Фавна, изображающая победу Александра Македонского над войском персидского царя Дария при Иссе, единственная копия утраченной картины Филоксена.
Многие экспонаты, но уже эротического содержания хранятся в «Секретном кабинете» музея. Столетиями сюда никого не пускали, но в 2000-ом году (новое тысячелетия все-таки!) он открылся: сначала по предварительной записи, потом для всех. Сексу в древнем мире придавалось особое значение (это у нас его не было до недавних пор!). Проститутки играли в обществе роль современных киноактрис, часто получая широкую известность под артистическими псевдонимами. Так что вы сами можете представить количество и качество экспонатов «Секретного кабинета». Описывать их не будем — лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать (или того хуже — вообразить).
И, наконец, последняя новость: в Неаполь вернулись фараоны! После длительных реставрационных работ вновь открыта самая старая в Европе египетская коллекция, которая сегодня насчитывает около 2, 5 тыс. предметов. Экспозиции познакомят вас не только с миром фараонов, но и покажут разные формы влияния египетской цивилизации на античную и современную западную культуру, раскроют связь Неаполя и Кампании с Египтом.