Версаль стал отцом многих дворцов Бурбонов… Многие считают, что и дворец в Казерте — отражение Версаля. Но позвольте не согласиться…
Как писал Генри В. Мортон, «… Карл III был по натуре строителем, но, в отличие от своего отца, не испытывал ностальгических чувств к Франции. Он родился в Испании, в шестнадцать лет стал королем Неаполя; в двадцать один построил оперный театр Сан Карло, а на следующий год приступил к огромному дворцу Каподимонте… Карл построил Казерту, когда ему было около сорока…
В 1752 году настал день, когда план обширного здания был расчерчен на земле…
Армия каменщиков, усиленная арестантами и галерными рабами, долгие годы трудилась на строительной площадке. Они резали камень, возводили фонтаны, разгружали повозки, привозившие на стройку все виды итальянского мрамора»…
Тот же Генри В. Мортон писал о своих впечатления во время посещения королевского дворца в Казерте: «Мы поднялись по лестнице, которой позавидовал бы Голливуд. Когда Карл III ступал по этим ступеням, играл струнный оркестр. Над головами вздымался прекрасный купол, сиял мрамор…
Мы прошли по обычным дворцовым апартаментам… В залах стояли неизменные позолоченные столы и огромные, неудобные на взгляд, кровати с пологами… шли от одного богатства к другому и удивлялись: неужели королевская семья действительно жила в этих покоях? Может, они уединялись в других, обыкновенных комнатах, недоступных для посетителей?
Мы продолжали идти из зала в зал. Мне понравилась французская мебель. Вероятно, ее вывез Мюрат во время междуцарствования. Все следы Второй мировой войны — тогда Казерта была превращена в штаб главного командования — были устранены…
Приятно было пройтись по парку и садам. Невероятно длинный канал, на вид голландский, доказывает, что Ванвителли был все-таки ван Виттелем… Вода среди искусственных скал отражала восхитительную группу женских обнаженных и полуобнаженных фигур… Здесь запечатлена Диана с нимфами» …